«Газпром» и его зарубежные «коллеги», намеревавшиеся совместно строить "Северный поток-2", отозвали уведомление о создании СП, поданное в польское антимонопольное ведомство (UOKiK). Как говорится в совместном релизе заинтересованных сторон, в числе которых Engi, OMV, Shell, Uniper, Wintershall и, соответственно, "Газпром", "каждый из заявителей будет самостоятельно искать возможности вклада в проект".
После того как шесть партнеров по проекту "Северный поток-2" отозвали у польского антимонопольного регулятора UOKiK заявку на создание совместного предприятия - оно не может быть создано, сообщает «Интерфакс» со ссылкой на заявление антимонопольного польского ведомства UOKiK. Регулятор напоминает, что в ходе рассмотрения заявки с декабря 2015 года он провел обширное исследование рынка, в ходе которого в том числе попросил участников польского рынка газа, а также национального энергетического регулятора оценить предлагаемую концентрацию. В результате управление пришло к выводу, что сделка может привести к ограничению конкуренции. "Газпром" занимает доминирующее положение в поставках газа в Польшу, и сделка может привести к дальнейшему укреплению его переговорных позиций по отношению к клиентам в стране.
Ранее предполагалось, что пять западных партнеров выкупят по 10% проектной компании, а кроме того, уладят регуляторные вопросы "на своей стороне". UOKiK рассматривал заявку более полугода, после чего пришел к выводу, что "Северный поток-2" приведет к "дальнейшему укреплению рыночной власти "Газпрома", и без того занимающего доминирующее положение. Так что единственным владельцем 100% акций зарегистрированной в Швейцарии Nord Stream AG останется российский "Газпром".
Антимонопольное ведомство ФРГ одобрило их вхождение в проект еще в прошлом году, но в Польше сделка застопорилась. Так что западные компании не смогут представить финансирование (через покупку долей) и не станут участвовать в распределении будущих прибылей. Тем не менее, "решение касается только покупки у "Газпрома" акций существующей проектной компании западными партнерами. Будущие партнеры продолжат свое плотное сотрудничество и общие усилия, направленные на укрепление энергетической безопасности поставок газа в Европе", - говорится в пресс-релизе Nord Stream 2 AG.
Вероятнее всего, полагает начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК "Фридом Финанс" Георгий Ващенко, стороны будут искать возможность продолжения сотрудничества. Пока он, возможно, возьмут паузу на раздумья. Газпром продолжает борьбу с европейскими органами, упрекающими его в монополизме. Но либо противоборствуующие стороны договорятся, и Еврокомиссия и национальные регуляторы не будут мешать реализации проекта, либо вопрос строительства СП-2 будет заморожен на какое-то время.
Вряд ли, считает Ващенко, Газпром решится строить его в одиночку: прежде всего, не из-за денег - 10 млрд евро подъемная сумма для Газпрома, а из-за того, что риски, связанные с административным давление Еврокомиссии в этом случае возрастут. В любом случае, какое-то решение стоит ожидать в четвертом квартале текущего года или в первом квартале будущего.
Есть два воздействия на проект – политический и экономический, рассказывает аналитик «Алор Брокер» Кирилл Яковенко. С точки зрения экономики "Северного Потока-2" отзыв запроса на создание СП с европейскими компаниями в регулятор в Польши говорит о том, что консорциум Nord Stream 2 AG (зарегистрированные в Швейцарии), который должен строить трубу через Балтийское море остается без инвесторов в лице пяти Европейских партнеров, т.е фактически Газпрому придется самостоятельно искать средства на прокладку инфраструктуры.
С точки зрения самого худшего сценария развития проекта этот риск точно также был предусмотрен – благо еще живы «раны» переговоров по строительству "Северного потока-1". На языке цифр это означает что Газпром будет привлекать проектное финансирование самостоятельно, а это говорит о том, что из всех запланированных средств на строительство сверху предстоит заложить дополнительные 1,2 млрд долл. Такие средства у монополии есть, поэтому здесь волноваться нечему. Общие капитальные расходы на проект насчитывают 8 млрд евро, согласно более ранним планам вклад партнеров бы составил 70% от этой суммы.
Понятное дело, продолжает Кирилл Яковенко, что действия Польши с затягиванием одобрения заявки на создание СП было нацелено на ослабления позиций газового проекта. В то время, как Германия так же рассматривала заявку на выяснение – не будет ли нарушена конкуренция на газовом рынке и выдала одобрение через 18 дней, Польша думала больше года и только недавно высказала собственные опасения. Поскольку у всех участников проекта есть бизнес в Польше, то это стало существенным основанием для отказа.
Что же касается политического аспекта, считает эксперт, то он, скорее, самый сложный. Мы видим как Европа расколалась на два фронта в этом вопросе. Строительство "Северного потока-2" для западной части ЕС это уже практически решенный вопрос, это видно по действиям партнеров и по их заявлениям относительно альтернативных вариантов. В самом Газпроме также указывают на то что проект будет завершен в срок. Однако сам третий энергопакет, принятый, в том числе и Германией, будет и дальше продолжать мешать его реализации.
Иными словами, деньги у монополии есть, желание строить также наблюдается, Западная Европа хоть и переживает за соблюдение условий здоровой конкуренции на газовом рынке, но на словах и на деле поддерживает жизнеспособность проекта. То, что Польша не одобрила заявку было вполне ожидаемо, и то что консорциум сам ее отозвал, говорит лишь о том что варианты решения проблемы есть. Газпрому остается только строить проект самому, что он, по мнению Яковенко, скорее всего, и сделает, это будет сопровождаться политической шумихой, наверняка еще и экологические организации из Европы проведут пару акций в защиту экологии, по в целом это лишь один из участков, с другими странами, где должен пройти поток, проблем не ожидается, подчеркнул эксперт.
Также важно напомнить, что изначально Приблатика выступает против проекта, так как официально считает что Газпром нарушает законы конкуренции в ЕС на газовом рынке, сейчас компания будет строить трубу самостоятельно а это значит что все 100% акций окажутся в ведении компании, что не соотносится с третьим пакетом. На этом факте будет построено еще масса возражений и громких политических заявлений. Как вариант, компании необходимо будет найти партнеров, у которых нет бизнеса в Польше, но бизнес есть у самого Газпрома, а это большая проблема.
С другой стороны, полагает Кирилл Яковенко, Германия вынуждена будет закрыть на такое нарушение требований третьего пакета глаза, так как сама уже вложила массу сил в его реализацию. С самого начала Меркель не связывала СП-2 с политикой, это чисто экономический проект, призванный сохранить целостность энергетического рынка в Европе. При этом ее условием было сохранение транзита газа через Украину, фактически этим самым Германия тогда дала понять всем соседям, что СП-2 сохранит хоть какую-то финансовую стабильность в проблемной стране, датируемой МВФ и Европой. Парадоксом выглядят выступления прибалтов, которые строят свои аргументы как раз на том, что СП-2 убьёт транзит через Украину и через ту же Польшу, которая также зарабатывает на этом.
|